Творческая мастерская как многофункциональное пространство

Мастерская как кафе: беседовать друг с другом

Сесть где-нибудь подальше от суматохи, чтобы поговорить друг с другом, вместе обсудить произошедшее. Подобно тому как взрослые в свободное время встречаются в кафе, дошкольники в детском саду порой собираются в уголках для рисования. Вместо того чтобы вместе есть или пить — это пока еще не характерно для них, — они совместно рисуют. И вместо того, чтобы описывать события словами, как это делают взрослые, дети рисуют их и затем беседуют о них. В подобных ситуациях наиболее ярко проявляется соконструирование, когда дети, сидя вдвоем или втроем за столом и рисуя, совместно интерпретируют и обсуждают то, что они наблюдали в окружающей их действительности.

Мастерская как офис: играть с бумагой

С точки зрения ребенка, взрослые относятся к бумаге очень серьезно: на работе они все время ходят туда и сюда с заполненными бланками, подписывают их или берут из принтера и отдают читать другим взрослым. Ничего удивительного, что действия взрослых с бумагой и карандашом или ручкой могут казаться детям величественными жестами, которые следует воспроизводить. Дети и раннего, и дошкольного возраста используют мастерскую в качестве места, где ручки, карандаши и листы бумаги со срисованными линиями и буквами являются материалами для сюжетно-ролевой игры.

Мастерская как театр: ставить пьесу

На совершенно пустом пространстве листа, как на сцене, появляется маленькая фигурка. Постепенно рисунок заполняется предметами, на фоне которых развертывается действие, и возникает все больше персонажей. Ведя диалог с собой или с другими, дети рисуют картины, которые, в сущности, больше напоминают кинематографические ленты, поскольку в процессе работы изображение кардинально меняется. Бумага покорно терпит все это. Финал также действенен: занавес закрывается — рисунок складывается или свертывается трубкой. Взрослые часто не понимают, почему дети «портят» свои картины таким образом, в то время как детей, по всей вероятности, удивляет то, что взрослые непременно изображают действие в центре листа.

Мастерская как строительная площадка: сооружать конструкции

«Вот это мы и построим!» Мастерская может служить не только базой юных строителей, где можно в полной мере удовлетворить потребность в созидании: преобразить окружающее пространство благодаря своим возможностям и изобретательности. Детям разрешается и в других помещениях детского сада переставлять с места на место отдельные предметы обстановки и таким образом создавать «помещения в помещении» и разнообразные конструкции, например, корабль из стола и стульев. Но такие постройки недолговечны, так как в конце дня все вещи снова оказываются на своих местах. В мастерской же, напротив, можно приступить к делу серьезно и основательно: раскрасить детали, изменить их форму и прочно соединить друг с другом. Результат наглядно демонстрирует фантазию и старания строителей.

Мастерская как лаборатория: исследовать свойства материалов

С какими материалами дети могут научиться обращаться? Стоит ли давать им в руки не игрушки и не кубики, а некую вязкую массу, пачкающую все вокруг, или вещество, которое не имеет формы, но имеет цвет, хотя и он тоже изменчив? Педагоги усиленно заботятся о том, чтобы дети работали с качественными материалами и не слишком испачкались, но редко учитывают, что дети должны приобрести опыт обращения с такими основными материалами, как краска или глина, которые сами по себе аморфны, но могут превращаться во все что угодно. И процесс их изменений можно исследовать бесконечно. С помощью красок и воды дети могут — и это предложение особенно актуально в плохую погоду, не позволяющую выйти на прогулку, — заниматься тем, что они обычно делают, играя с песком, землей и водой: размешивать, придавать массе различную консистенцию, высушивать ее. Для многих детей такого опыта вполне достаточно.

Мастерская как зеркало: знакомиться с самим собой

Как я выгляжу сейчас и как буду выглядеть, когда стану старше? А если бы я вдруг стал кем-то другим? Мы можем воспринимать мастерскую как зеркальную примерочную для фантастических костюмов: дети рисуют в значительной мере для того, чтобы увидеть себя. Они часто комментируют изображенное: «Это я, когда еще был маленьким» или «Я — принцесса в своем дворце». Ребенок стремится создать собственный портрет, чтобы полностью осмыслить происходящие в своей жизни события и перемены.

Мастерская как пространство для игры

Известно, что игра, основное и любимое занятие дошкольников, не знает пространственных границ. Возможно ли предназначить для нее определенную комнату, а другие помещения отвести для иной деятельности? Практика показывает, что дети явно не соблюдают такое разделение: в мастерской возникают все формы игры. Бесцельная на первый взгляд возня детей с красками, кистями, ножницами и бумагой на самом деле наполнена глубоким смыслом и служит для воспроизведения и постижения реальности. Возникающие в результате замечательные рисунки и поделки свидетельствуют об увлеченной игре детей и радуют взрослых. Все эти предметы — видимая форма прекрасных и впечатляющих игровых моментов: когда дети играют в «семью» в воображаемом доме, которым служит пространство под столом, на этой территории ярко проявляется совместная фантазия детей. И это тоже форма искусства, как и рисунок, изображающий семью.

По материалам учебно-практического пособия для педагогов дошкольного образования  «Творческая мастерская в детском саду. Рисуем, лепим, конструируем»

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:

Вам будет интересно

Похожие решения